Лить? Не лить?

Константин Бельфор, "Kапитан клуб" 1(4) 1998

        Потребительский спрос на масло для двигателей маломерного флота, сформировавшийся в прежние времена, полностью определялся наличием или отсутствием у владельца теплого гаража и звучал примерно так: главное - чтобы не заржавел зимою. Большинство любителей водномоторного отдыха традиционно считают гарантией пригодности масла присутствие в его названии слова "зимнее" или соответствующих кодов. В целом их ожидания вполне жизненны - "Вихри" и "Москвы" были достаточно неприхотливы и "летели", как правило, не от масла, а от его отсутствия.
        "Придут иные времена - ты верь в дорогу". Они пришли в Россию вместе с Johnson и Mercury. И, купив современный двигатель для лодки, счастливчик впадает в сомнения: что лить? как лить? сколько и как часто? В принципе, рекомендации по использованию масел обязан дать продавец двигателей, но иногда он способен лишь зачитать приблизительный перевод требований производителя, а зачастую, будучи связан определенными обязательствами, готов убедительно рекомендовать только одну марку масла...
        Главное, что необходимо помнить при покупке качественной и такой сложной техники, как мотор, то, что каждая фирма использует определенные марки масел, и только в этом сочетании изготовитель гарантирует безотказную работу мотора. Правда, если Вы представляете себе, какого тина масло нужно двигателю, то вовсе необязательно хранить верность "родному" маслу.
        "Вот что должен знать матрос". Ориентироваться нужно на классификацию NMMA- Североамериканской ассоциации производителей судов. В соответствии с жесткостью требований, предъявляемых NMMA, масла бывают трех типов: TOW, ТС-WII и TC-W3. Однако конкретные характеристики двигателя и условия его эксплуатации оставляют массу вариантов выбора, определяемого вязкостью масла и составом пакета присадок.
        Выбор вязкости масла напрямую связан с режимами работы двигателя, его характеристиками и степенью износа. Чем более высокооборотист двигатель, тем менее вязким может быть масло. Наоборот, большая степень износа (выработки моторесурса) двигателя диктует необходимость выбора более вязкого масла, увеличивающего расход бензина.
        Большие отложения на клапанах, продувочных и выхлопных окнах способны затруднять газообмен, а также снижать выходную мощность двигателя. Специализированные антинагарные присадки обеспечивают низкое нагарообразование на донышках поршней и защищают от образования отложений на кольцах и в поршневых канавках; при этом качественное базовое масло высокой степени очистки должно препятствовать задирам стенок цилиндров и продлевать ресурс подшипников шатуна.
        Защиту внутренних деталей двигателя как при работе, так и в периоды длительного храпения должны обеспечивать антикоррозионные присадки. Щелочные присадки предотвращают коррозионный износ уплотнительных колец гидравлических толкателей клапанов, провоцируемый конденсацией выхлопных газов на холодных деталях двигателя при работе в режиме "пуск/остановка".
        Увеличить периоды между сменами масла способны моющедиспергирующие присадки, препятствующие образованию грязевых и шлаковых отложений в двигателе - в зоне поршневых колец, а также на юбке поршня и в его внутренней полости. Они же удаляют отложения, забивающие маслофильтры и маслопроводы, поддерживая таким образом достаточное поступление смазки. Снижение диспергирующих характеристик ведет к залеганию маслосъемных колец, забиванию сточных отверстий и в конечном счете - увеличению расхода масла на угар.
        Пленкообразующие присадки защищают металлические поверхности от задира и аварийного износа в режиме граничного трения, вызываемого высокими давлениями. Без них при разрушении масляной пленки неизбежен контакт "металл-металл". Необходимы для защиты распредвалов, гидравлических толкателей, коромысел и затыльников клапанов.
        Присадки-модификаторы трения увеличивают КПД двигателя и снижают расход топлива.
        Противопенные составляющие пакета присадок препятствуют чрезмерному ценообразованию, особенно часто возникающему вследствие недостатка смазывания при конструкции "сухой картер".
        Далее приведены некоторые из наиболее популярных марок масел для стационарных и подвесных лодочных моторов.

        Shell Nautilus Premium - высококачественное синтетическое моторное масло, специально разработанное для всех типов современных двухтактных подвесных лодочных (а также стационарных) двигателей с воздушной и жидкостной системами охлаждения. Использовано этого масла резко снижает аварийность двигателей, уменьшает до минимума нагар в камере сгорания, риск раннего воспламенения (детонации)и разрушения свечей зажигания, вероятность воспламенения продуктов сгорания в склонном тракте и его закупоривание. Благодаря использованию синтетической базовой основы соотношение топливомасло в смеси может достигать 50:1. Масло прошло процедуру загущения и обогащения присадками в строгом соответствии с требованиями NMMA.
         Масло не представляет опасности для здоровья и окружающей среды.
        Shell Super 2TX Two-Stroke Oil -высококачественное полусинтетическое масло для всех типов двухактных бензиновых двигателей (с воздушной и жидкостной системами охлаждения).
        Область применения:
        - высокомощные двухтактные дизели с воздушным и жидкостным охлаждением и высоконагруженные в особых условиях эксплуатации;
        - маслоинжекторы, применяемые в мотоциклах, серийные и перфективные автомобильные бензиновые двухтактные двигатели;
        - двухтактные двигатели цепных мотопил, сенокосилок и других малогабаритных установок.
        Содержит эффективные детергентные и диспергирующие присадки, препятствующие пригоранию поршневых колец, нагарообразованию на поршне и шлакообразованию, снижающие количество загрязнений на выхлопе и обладающие высокими антикоррозионными свойствами.
        Соотношение топливо-масло в смеси достигает 50:1.
        Масло соответствует требованиям API, JA SO FS (включая все требования японских производителей Suzuki, Yamaha и Honda).
        Масло не представляет опасности для здоровья и окружающей среды при использовании его в рамках рекомендуемой области применения.

        Esso Special 2T Motor Oil
        Предназначено для двухтактных двигателей с воздушным охлаждением. Относится к категории "предварительно растворенных" и содержит синтетические компоненты, позволяющие обеспечивать смазку при низких температурах. Пригодно как для раздельной смазки, так и для смазки топливной смесью. Изготовлено с применением технологии "low smoke" и минимизирует выбросы густого дыма.
        Esso Special 2T Motor Oil B
        Лицензировано NMMA по категории TC-WII. Пригодно для использования в стационарных и подвесных лодочных моторах с раздельной смазкой и смазкой топливной смесью в пропорции до 1:100 в соответствии с рекомендациями производителей силовых агрегатов. Должно смешиваться даже при минус 25° С. Поддерживает свечи, поршни, камеру сгорания и выхлопное отверстие в чистом состоянии. Обеспечивает защиту двигателя [ от износа и коррозии. Это масло биологически разложимо, что делает его "дружественным по отношению к природе".
        Two-Cycle Oil
        Предназначено для двухтактных двигателей с ВОЗДУШНЫМ охлаждением, для которых фирма-изготовитель не указывает рекомендуемое масло, соответствующее стандартам NMMATC-W. Применяется в соотношении с топливом 1:50, что позволяет снизить дымность выхлопа и предотвратить залипание поршневых колец. Низкозольная формула снижает вероятность преждевременного зажигания.

Red Ram Cyclone
        Предназначено для двухтактных двигателей с водяным охлаждением, включая двигатели с непосредственным впрыском. Отвечает требованиям сертификации NMMA по стандартам TC-W3. Защищает от образования масляного нагара у кольца, в камере внутреннего сгорания, залипания поршней и износа. Рекомендованные производителями двигателей соотношения позволяют смешивать это масло с топливом в пропорции до 1:100. Обладает антикоррозионными свойствами и обеспечивает защиту от засорения фильтров в подвесных V-образных двухтактных двигателях, использующих систему дифференцированного впрыска масла (с переменным соотношением "масло/топливо").
        BIO-2
        Масло подходит для всех двухтактных моторов с водяным охлаждением. Имеет сертификат как лучшее масло TC-W3 и изготавливается из органических материалов, которые разрушаются в воде, не принося вред экологии. Используя это масло, Вы защитите мотор от нагара, изнашивания поршневых колец и уменьшите нежелательные отложения, находящиеся в низкооктановом топливе. Масло содержит специальные добавки, предотвращающие коррозию и ржавчину.

        4-cycle Marine Engine Oil
        Масло для стационарных четырехтактных моторов имеет вязкость 25W-40, позволяющую применять его в любое время года. При регулярном его использовании уменьшается износ мотора, коррозия, кольца предохраняются от пригорания, поршни от нагара. Соответствует спецификациям API Service SG/СД для использования в дизелях и бензиновых моторах.
        К сожалению, рамки одной статьи не позволяют уделить внимание всем маркам масел, которыми в последнее время пестрит рынок. Об особенностях продукции таких известных компаний, как Unical, Texaco, Neste, Castrol мы постараемся рассказать в последующих публикациях.